Показать сообщение отдельно
Старый 12.04.2011, 16:02   #15   
Форумец
 
Аватар для ДЖЫ
 
Сообщений: 247
Регистрация: 03.02.2008

ДЖЫ вне форума Не в сети
МОСКВА – ЭТО ФИЛИАЛ ХРЕНОВОГО

120 лет назад в поселке Хреновое была основана школа наездников, которая до сих пор остается единственной во всей России. Ее филиалы открыты в нескольких городах, и в том числе в Москве (а не наоборот, что было бы более привычно), но основной штаб по подготовке тренеров-наездников находится именно здесь, на базе Хреновского конезавода, в Бобровском районе. Именно сюда съезжаются учиться этой редкой профессии начинающие «джигиты»
с самых разных уголков СНГ: от Калининграда до Иркутска.


Слово «начинающие» здесь вообще-то не очень уместно. В Хреновое приезжают люди, знающие о лошадях не по фильмам или книгам, а общающиеся с этими прекрасными четвероногими, как правило, с самого детства. И готовые преодолевать тысячи километров из Алтайского края, Якутии или Иркутской области ради того, чтобы жить два года в общежитии далекого незнакомого поселка, но зато посвятить себя изучению любимых животных полностью и на научной основе. Да и «джигитами» их было бы называть слишком уж по-обывательски. Здесь готовят не только искусных наездников и тренеров по работе с кадрами (в том числе и с четвероногими), но и ветврачей, специалистов по подковам, сотрудников ипподромов и даже теперь судей рысистых испытаний. В общем, к лошадям в Хреновом и их полнейшему изучению подходят со всех сторон, в прямом и переносном смысле слова.
Специальной науки о лошадях еще не придумано. Хотя пора бы. Слишком уж много всего связано с этими животными. В чем особенно убеждаешься, побродив по классам и аудиториям Хреновского училища. Ведь лошади — это не только верные друзья и рабы человека, это еще и красота (а значит, искусство, зрелище), развлечение, спорт и, чего греха таить, — средство передвижения. И основы всего этого изучаются в единственном месте в стране. И, конечно же, не обходится стороной область ухода за здоровьем животных: фельдшер в училище — особая специальность.
Нынче модно присваивать разным городам звание столицы по всевозможным поводам. Если выбирать таковую в сфере коневодства, бесспорно, она находится в Хреновом, где как раз отметили 225-летие конезавода. Здесь для студентов училища наездников все идеально совмещено: и теория, и практика. Большой и малый ипподромные круги, шесть сотен разнохарактерных лошадей, учебные атрибуты, экспонаты, наконец, традиции и истории. Костяк сотрудников Центрального Московского ипподрома, крупнейшего в стране (того самого, что близ станции метро «Беговая») составляют именно выпускники Хреновского училища, большинство лошадей, формирующих красу и гордость главного ипподрома России — также из Хренового. В Московском филиале Хреновского училища, что на базе вышеупомянутого ипподрома, своеобразную «аспирантуру» ежегодно проходят более двух десятков выпускников-наездников. В общем, для ведущих коневодов нашей страны, собранных в столице, слово «хреновое» ассоциируется с понятиями ЭЛИТА и ИСТОКИ.

С какими-то другими учебными заведениями Хреновскую школу наездников сравнить трудно. Если учесть специальность фельдшера, можно провести определенные параллели со СХИ (нынешним ВГАУ), тем более, что многие выпускники училища подаются именно туда. Но совершенно очевидно, ТАК глубоко коневодство не изучают нигде больше в стране. Будущие профессиональные наездники уделяют много внимания собственной физической подготовке (бегу, прыжкам, акробатике), технике управления лошадью, той же джигитовке; в свою очередь, поражают энтузиазм и увлеченность фельдшеров, — например, студентами прошлых лет были смастерены из воска и других материалов экспонаты внутренних органов лошадей с проявлениями всех известных заболеваний (от сибирской язвы — до отита или лошадиного насморка), которые помогают теперь в лабораторных работах. Стоит сказать, что в России сейчас работает еще два учебных заведения, похожих на Хреновское по профилю и экзотичности — в Пятигорске и Уфе. Но в первом выпускают только жокеев, во втором — исключительно тренеров-наездников верховых лошадей. В Хреновом — и «верховиков», и наездников для рысаков, и специалистов по многим, так скажем, сопутствующим профессиям.
Формально Хреновская школа наездников — классическое СПТУ. Или техникум, если хотите. Но, с другой стороны, как-то язык не поворачивается называть так заведение, в которое люди поступить МЕЧТАЮТ. И люди, живущие не только в соседнем квартале, а порой за пять-шесть тысяч километров. Сами студенты и многочисленные работники конезавода искренне подчеркивают, что конники — это единая дружная семья, хотя, как и в любой отрасли, где-то конкурирующая внутри себя. Но здесь стремление к какой-то мести или зависти сглаживается силой увлеченности любимым делом. Например, часто бывает такое, что соревнующиеся на скачках (в том числе даже и на показательных, как это было на параде 225-летия конезавода) наездники на быстрых рысаках при виражах «подрезают» конкурентов так, что их лошадь выносит из круга, и сосед не удерживается в седле и падает. А бывает, что и специально выбивают ногу жокея-конкурента из стремени на параллельном ходу незаметно, в доли секунды. У упавшего — огромный риск найти свою смерть под копытами несущегося за его фаворитом следующего рысака. Но самое любопытное, никаких «разборок» после подобных случаев обычно не устраивается. В частности, во время юбилейной церемонии один из юных наездников соскочил с седла при повороте и жуткими кульбитами полетел по инерции дальше по дорожке, под синхронный вздох ужаса толпы, догоняемый другими лошадьми... Говорят, классическая ситуация. Моментально подъехавшая «скорая» увезла бедолагу в неизвестном направлении. Но уже через полтора часа пострадавший устраивал импровизированную «пресс-конференцию» в вестибюле училища. Все обошлось — отделался легкими ушибами. Выяснилось, что его, конечно же, подрезал какой-то друг, но на того он не в обиде, ведь это спорт, конкуренция, стремление занять более удобную позицию на вираже и т.д... Ничего себе «не в обиде» — инвалидом мог остаться, если не хуже! Но и тут у конников есть страховочное оправдание. Лошадь — настолько умное животное, что она никогда не наступит на лежащего человека, если успеет его заметить. А успевает замечать и соображать она, как правило, в считанные доли секунды, даже на полном ходу. Может, поэтому все серьезные последствия можно пересчитать по пальцам, хотя подобные жестокие с виду падения случаются чуть ли не на каждых скачках.
Из 250 учащихся Хреновской школы наездников на данный момент примерно три четверти — неместных, по крайней мере, не из Бобровского района. И из них еще половина — вообще из-за пределов Воронежской области. Но каких-либо «политико-идеологических» проблем с местной молодежью, точнее с местной шпаной (если таковая вообще в Хреновом существует), у приезжих никогда не возникало (хотя, сами знаете, насколько в деревне развито противостояние «местные — неместные»). Все, что связано с лошадьми, для хреновчан — святое. В поселке даже церковь до сих пор не достроили. Такое ощущение, что настоящим храмом для них по праву является конезавод, который они холят уже 225 лет.

Конечно, и грустного всякого много сопутствует конезаводу и училищу, которые, кстати, принадлежат еще и разным ведомствам (первое — Министерству сельского хозяйства, второе — Минобразованию, что иногда создает бестолковые бюрократические препятствия в сотрудничестве между ними). Ведущие ипподромы страны рассматривают хреновскую кузницу четвероногих, как благодатную сырьевую базу. Великолепных породистых выхоженных рысаков выкупают по относительно низким ценам, гоняют потом на коммерческих скачках, фаворитами затем перепродают их дальше за сумму, в несколько раз превышающую; либо уже загнанных возвращают обратно, на конезавод. Где они с грустными глазами доживают свой век на тоскливых пастбищах. Но все-таки Хреновое еще и кузница кадров, редчайших специалистов, которых можно встретить сегодня не только во всех республиках СНГ, но и далеко за рубежом.

* * *

Вообще само по себе Хреновое — это бездонная публицистическая и краеведческая тема. Поистине уж Воронежской области повезло, что в самом ее центре затаилось такое уникальное поселение. Не найдешь, пожалуй, больше в регионе места, в котором едва ли не любая деталь была бы достойна отдельной повести: что люди, коренные жители, что достопримечательности, что многовековая история, что свидетельства визитов многочисленных знаменитостей. Можно еще много рассказать о том, как в 1818 году лошади дружным и произвольным ржанием приветствовали здесь Александра I, о необычных певческих и литературных местных традициях, об отдельных личностях Хренового, среди которых есть творческие люди, известные и за пределами Воронежской области, о легендарных «хреноцентристах» и даже о том, как знаменитый художник XIX века, оформлявший здание конезавода, изменил свою исконную фамилию Бздюков на Бдюков... Изысканные творения Федора Федоровича Бдюкова «держатся» на архитектурном ансамбле до сих пор в отличном состоянии.
Иной раз кажется, что в Хреновом есть все. Кроме метро. И мало кто из хреновской талантливой молодежи стремится переехать в Москву — учиться или работать. А вот студентов-москвичей в Хреновских училищах достаточно (не только в школе наездников, но и в лесном техникуме, у которого в новом году тоже юбилей — 110 лет). Ведь государственные дипломы и сертификаты тренеров-наездников рысистых лошадей выдают только здесь.

Ярослав КАРПИНСКИЙ.
Март-2002


Профессиональное училище тренеров-наездников рысистых лошадей открылась в Хреновом в 1882 году графом Воронцовым-Дашковым и за свою более чем вековую историю выпустило несколько сотен специалистов по работе с лошадьми (наездников, фельдшеров, зоотехников, а также ковалей-кузнецов, инструкторов по ипотерапии и других). Сегодня в училище обучается более 250 студентов в возрасте от 15 лет.
Здание училища является частью архитектурного ансамбля конезавода, и оно сохранилось в неизменном состоянии с самого конца XVIII века (железной лестнице, по которой взбегают на второй этаж сегодняшние фельдшеры и наездники, — более 200 лет). До открытия школы тренеров здесь располагалась бурса.
За свою 120-летнюю историю училище несколько раз перепрофилировалось (во время войны здесь готовили трактористов, недавно упразднили отделение зоотехников, в 90-х годах оно было и вовсе на грани закрытия), сегодня введено множество современных специальностей, в том числе коммерческих. Со следующего года начнется набор, например, на такую уникальную специальность, как судья рысистых испытаний.
Училище имеет категорию учреждения начального профессионального образования. Выпускникам-фельдшерам присваивается четвертый уровень квалификации, с правом льготного поступления в Воронежский агроуниверситет и в Московскую академию сельского хозяйства имени Тимирязева.
  Ответить с цитированием